Ключевые концепции 3D Studio MAX

         

Теория композиции кадра


Для вызова у зрителей различных эмоциональных откликов, кадр с персонажами и объектами можно организовать множеством разнообразных способов. Выбор композиции кадра основывается на жанре фильма, его настроении и ощущениях, которые хочется передать зрителю при просмотре.

Устанавливая камеру так, что фоновые объекты размещаются преимущественно между главным действием и персонажем, вы отделяете зрителя от сцены. Зритель может ощущать недостаток вовлеченности и физическую изолированность. Подобная техника хорошо работает, если персонаж попал в беду или испытывает чувство одиночества. Может быть, ваш герой потерял любимого человека. Размещая между двумя персонажами объект, скажем колонну, вы намекаете на физическое разделение и акцентируете эмоциональное одиночество, присутствующее в повествовании. Если персонаж совершил преступление, вы можете отделить его от камеры вертикальными объектами или оградой. Размещение такого рода объектов будет создавать не только ощущение отделенности, но также символизировать наступающую тень судьбы героя, когда его все-таки схватят и поместят в тюрьму.

Еще одним техническим приемом является длинный кадр. Джон Форд (John Ford), знаменитый режиссер классических вестернов, всегда использовал длинные кадры для придания сценам объемности "дикого запада", которому противостоят маленькие, практически неуместные персонажи. Создание подобного настроения может натолкнуть аудиторию на мысли о хрупкости человеческого существа.

Длинные кадры могут подчеркивать связь героя с местом действия. Теряется ли персонаж па заднем плане разоренной войной деревни во Вьетнаме? Может быть война и относится к великой истории но фокус сосредоточен только на одной из многих судьб.

В противоположность этому, недостаток пространства, замкнутость, вовлекают зрителя в сцену, более близкую к персонажу, и как бы отделяют персонаж от сцены, поскольку окружение не заметно. Сами вообразите положение героя - оно может быть каким угодно, в зависимости от воображения. Сейчас же кадр отсек сцену до лица ведущего героя. Зритель предполагает, что персонаж находится там, где и был, но прямой связи нет, потому что реальное положение героя еще предстоит увидеть.

В дополнение к чувству близости с персонажем такая техника используется для того, чтобы потрясти зрителя и создать некоторый дискомфорт. Тесный кадр чужака, который только что разрушил маленький город, может оказаться немного неприятным (для некоторых). Подобным же образом постоянные тесные кадры - то ли персонажей, то ли объектов -- могут вызвать ощущение клаустрофобии и психологически дезориентировать, поскольку зритель по существу не видит ничего.

Тесные кадры также принуждают зрителя видеть то, что желает режиссер. Хичкок был мастер показывать аудитории разгадки и делать открытия за счет установки камеры. В своем фильме Исчезновение леди (The Lady Vanishes) Хичкок создал тесный кадр внутри среднего, разместив перед камерой зеркало с героем в середине сцены. Сохраняя в фокусе и зеркало, и персонаж, режиссер привлек внимание и к тому, и к другому. Они оба важны в равной степени. Сцену заставляет работать то, что аудитория знала из предыдущих кадров, что зеркало наполнено ядом, но жертва еще не найдена. Такая композиция сцены вызывает у зрителя напряжение и может расцениваться как достижение кинематографии.

Каждый объект в видоискателе камеры является частью композиции фильма и должен считаться важным. Важно ли иметь много объектов в кадре или они только засоряют кадр и отвлекают зрителя от того, что по-настоящему важно? Сцену определяет именно то, что вы хотите сделать.

В комедии композиция сцены может быть рваной, и персонажи или объекты на заднем плане или по краям сцены могут выступать теми, кто вызывает смех. Фильмы Аэроплан и Голый пистолет являются прекрасными иллюстрациями сказанному. Во множестве сцен Лесли Нильсен (Leslie Nielsen) играет на переднем плане - нашем центральном фокусе - но что-то совершенно нелепое и смешное происходит позади него, о чем он и не подозревает? В этом и заключается юмор. Факт, что зритель прежде должен найти комедийный элемент, объединенный с фактом, что герой Нильсена глух к тому, что происходит - это как раз то, что делает сцену смешной. И здесь юмор достигается через композицию кадра. Если бы сцена была отснята так, что зритель видел бы только паясничанье, то это может было бы и смешно, но сцена и близко не была бы такой веселой как в случае, когда зрители знают о том, о чем герои совершенно не догадываются. В конечном счете к юмору и тонкости сцены ведут пространственные взаимоотношения персонажей. Установка съемки является важным типом композиции кадра. Установочный кадр или длинный кадр определяет положение анимации. Где происходит анимация? В какое время дня? Или года? Длинный кадр говорит зрителю почти все о том, что ему надо знать. В Водном мире (Waterworld), например, открытые кадры бесконечного океана настраивают на мир без земли. Установочные кадры чаще всего являются первой сценой в анимации и используются для быстрого "определения" времени и места действия.



Содержание раздела