Энциклопедия 3ds max 6

         

Массивы объектов


Массив - это совокупность дубликатов выделенного объекта (набора объектов), равномерно распределенных в пределах определенной области пространства. Массив создается путем дублирования выделенного объекта или набора объектов и применения к дубликатам заданной комбинации преобразований перемещения, поворота и масштабирования с учетом текущей системы координат и текущего выбора центра преобразования. Массив может быть одномерным (дубликаты располагаются вдоль одной кривой: линии, дуги окружности или спирали), двухмерным (дубликаты располагаются вдоль нескольких подобных кривых, смещенных одна относительно другой) или трехмерным (размещение дубликатов вдоль нескольких подобных кривых повторяется заданное число раз с указанным смещением).

Размерность массива не связана с размерностью пространства сцены: например, одномерный массив может размещаться в трехмерном пространстве. В простейшем случае, когда одномерный массив представляет собой размещение объектов вдоль прямой линии, двухмерный массив будет представлять собой несколько рядов объектов, а трехмерный - несколько слоев по несколько рядов объектов. Однако понятия «ряды» и «слои» утрачивают смысл, если одномерный массив представляет собой размещение объектов не вдоль прямой, а, скажем, вдоль спирали.

Для создания массива выполните следующие действия:

  • Выделите один или несколько объектов, дубликаты которых должны образовать массив. Выберите команду меню Tools Array (Сервис Массив). Кнопка Array (Массив) также имеется, но в max 6 она располагается не на главной панели инструментов, а на небольшой панели Extras (Дополнения). О том, как вызвать появление такой панели на экране, подробно рассказывалось в главе 2 «Элементы интерфейса max 6». Если выбрать указанную команду или щелкнуть на данной кнопке, не выделив предварительно нужный объект (набор объектов), появится окно Create Array (Создать массив) с сообщением Selection Set is Empty (Выделенный набор пуст). Щелкните на кнопке ОК. выделите объект (объекты) и повторите выбор команды или кнопки Array (Массив).

  • Для задания параметров массива появится окно диалога Array (Массив), показанное на рис. 4. 56. В заголовке раздела Array Transformation (Преобразование массива) указываются тип текущей системы координат (например, World Coordinates - Глобальные координаты) и выбранный вариант центра преобразования (например, Use Pivot Point Center - Использовать опорные точки объектов).




  • Рис. 4. 56. Окно диалога Array (Массив)

  • В строках преобразований Move (Перемещение), Rotate (Поворот) и Scale (Масштаб) раздела Array Transformation (Преобразование массива) щелкните на одной из кнопок со стрелками, указывающими влево или вправо, чтобы определить, какая из двух групп счетчиков - Incremental (Приращения) или Totals (Пределы) - будет использоваться для задания величин параметров преобразований по каждой из координатных осей X, Y и Z. Параметры перемещения задаются в единицах длины, поворота - в градусах, масштаба - в процентах. Счетчики группы Incremental (Приращения) задают величины смещений каждого последующего дубликата объекта относительно предыдущего по расстоянию для преобразования Move (Перемещение) или по углу для преобразования Rotate (Поворот), а также приращения масштаба для преобразования Scale (Масштаб) Счетчики группы Totals (Пределы) задают пределы размещения дубликатов по расстоянию или по углу, а также предел изменения масштаба. Заданное число дубликатов равномерно распределяется в указанных пределах.


  • Установите флажок Re-Orient (Менять ориентацию), чтобы вызвать изменение ориентации дубликатов объекта в массиве, создаваемом преобразованием поворота. Если флажок сброшен, дубликаты объекта будут сохранять ориентацию оригинала.


  • Установите флажок Uniform (Равномерно) для включения режима равномерного преобразования масштаба объекта по всем трем осям координат. В этом случае доступным оказывается только счетчик коэффициента масштаба по оси X, а значение введенного коэффициента распространяется на все три оси.


  • Задайте тип дубликатов, помещаемых в массив, с помощью переключателя Type of Object (Тип объектов), имеющего три положения: Сору (Копия), Instance (Образец) пли Reference (Экземпляр).






  • Определите размерность массива, установив переключатель раздела Array Dimensions (Размерность массива) в одно из трех положений: 1D (Одномерный), 2D (Двухмерный) или 3D (Трехмерный). Укажите число элементов в массиве по каждой из размерностей в группе счетчиков Count (Число): счетчик в строке параметра 1D (Одномерный) задает количество дубликатов вдоль заданной кривой (по умолчанию устанавливается 10), счетчик в строке 2D (Двухмерный) - число подобных кривых, вдоль которых размещаются дубликаты, а в строке 3D (Трехмерный) - число размещений дубликатов вдоль наборов подобных кривых. В поле параметра Totat in Array (Всего в массиве) указывается общее число элементов в массиве, считая исходный объект (набор объектов).


  • Задайте величины смещений между рядами и слоями дубликатов объектов с помощью счетчиков X, Y и Z группы Incremental Raw Offsets (Сдвиги между рядами).


  • Чтобы вернуть всем параметрам окна диалога значения, принятые по умолчанию, щелкните на кнопке Reset All Parameters (Восстановить все параметры).


  • Закончив настройку, щелкните на кнопке 0К для создания массива.


  • На рис. 4. 57 показан пример одномерного массива из шести объектов, построенного при следующих условиях:



    Рис. 4. 57. Пример одномерного массива из шести объектов

  • исходный объект-кресло расположен относительно начала глобальной системы координат, то есть точки (0; 0; 0; ), с таким расчетом, чтобы можно было использовать эту точку в качестве центра создаваемого размещения объектов;


  • на главной панели инструментов выбраны система координат World (Глобальная) и кнопка Use Transform Coordinate Center (Использовать начало координат);


  • щелчком на кнопке Reset All Parameters (Восстановить все параметры) установлены принятые по умолчанию значения всех параметров массива;


  • в счетчике Z группы Totals (Пределы) преобразования Rotate (Поворот) указано 360;


  • ♦установлен переключатель 1D (Одномерный) и в счетчике Count (Число) число объектов в массиве задано равным 6.




  • На рис. 4. 58 показан пример одномерного массива из 36 примитивов Box (Параллелепипед), размещающихся вдоль трехмерной спирали в виде винтовой лестницы. Массив построен при следующих условиях:



    Рис. 4. 58. Пример одномерного массива объектов-ступенек, размещающихся вдоль трехмерной спирали в виде винтовой лестницы

  • исходный объект Box (Параллелепипед), имитирующий одну ступеньку, построен в окне вида сверху и ориентирован длинной стороной вдоль горизонтальной оси X. Параллелепипед расположен симметрично относительно оси X и смещен в сторону от начала системы координат вдоль этой же оси примерно на длину объекта;


  • на главной панели инструментов выбраны система координат World (Глобальная) и кнопка Use Transform Coordinate. Center (Использовать начало координат);


  • щелчком на кнопке Reset All Parameters (Восстановить все параметры) установлены принятые по умолчанию значения всех параметров массива;


  • в счетчике Z группы Incremental (Приращения) преобразования Move (Перемещение) указано значение шага подъема ступенек, равное трем-четырем значениям толщины ступеньки (в данном примере 30 см при толщине ступеньки 10 см), а в счетчике Z преобразования Rotate (Поворот) этой же группы указано число 10;


  • установлен переключатель ID (Одномерный) и в счетчике Count (Число) число объектов в массиве задано равным 36.


  • На рис. 4. 59 показан пример двухмерного массива объектов, построенного при следующих условиях:



    Рис. 4. 59. Пример двухмерного массива из 18 объектов

  • на главной панели инструментов выбраны система координат World (Глобальная) и кнопка Use Pivot Point Center (Использовать опорные точки объектов);


  • щелчком на кнопке Reset All Parameters (Восстановить все параметры) установлены принятые по умолчанию значения всех параметров массива;


  • в счетчике Y группы Incremental (Приращения) преобразования Move (Перемещение) указано смещение между объектами в ряду, равное 50 единицам при размере куклы по данной координате примерно 15 единиц;


  • установлен переключатель 2D (Двухмерный). В счетчике Count (Число) параметра 1D (Одномерный) число объектов в ряду массива задано равным 6. В счетчике Count (Число) параметра 2D (Двухмерный) число рядов задано равным 3 и указана величина смещения между рядами в счетчике X группы Incremental Raw Offsets (Сдвиги между рядами), равная 75, при размере куклы вдоль этой координаты около 25 единиц.




  • Все остальные параметры имеют принятые по умолчанию значения.

    На рис. 4. 60 показан пример трехмерного массива объектов, построенного при следующих условиях:



    Рис. 4. 60. Пример трехмерного массива из 32 объектов-самолетиков

  • на главной панели инструментов выбраны система координат World (Глобальная) и кнопка Use Pivot Point Center (Использовать опорные точки объектов);


  • щелчком на кнопке Reset All Parameters (Восстановить все параметры) установлены принятые по умолчанию значения всех параметров массива;


  • в счетчике X группы Incremental (Приращения) преобразования Move (Перемещение) указано смещение между объектами в ряду, равное 800 единицам при размере самолетика по данной координате примерно 350 единиц;


  • установлен переключатель 3D (Трехмерный). В счетчике Count (Число) параметра 1D (Одномерный) число объектов в ряду массива задано равным 4. В счетчике Count (Число) параметра 2D (Двухмерный) число рядов задано равным 4 и указана величина смещения  между рядами в счетчике Y группы Incremental Raw Offsets (Сдвиги между рядами), равная 800 единицам, при размахе крыльев самолетика вдоль этой координаты около 450 единиц. В счетчике Count (Число) параметра 3D (Трехмерный) число слоев задано равным 2 и указана величина смещения между рядами в счетчике Z группы Incremental Raw Offsets (Сдвиги между рядами), также равная 800 единицам, при размере самолетика вдоль этой координаты около 225 единиц.


  • Все остальные параметры имеют принятые по умолчанию значения.


    Содержание раздела