Если бы был проведен социологический опрос, на тему заголовка этого раздела, то, видимо, подавляющее число респондентов дало ответ, который после его обработки звучал примерно следующим образом: «Соответствие цифрового образа его оригиналу». Достоверность этого правила абсолютна в тех случаях, когда речь идет о подделке проездного билета или подобных ситуациях. Если оригинальная фотография была снята в пасмурный день при плохом освещении, то общий тон такого оригинала будет тусклым. Вряд ли ретушер упустит возможность придать такому снимку большую яркость красок и живость атмосферы. Если снимок пострадал от небрежного хранения и его поверхность испещрена царапинами или он имеет надрывы, сколы, дефекты эмульсионного слоя, то масштабное вмешательство ретушера становится просто обязательным. В подобных ситуациях едва ли получится сохранить декларируемое соответствие с исходным образцом.
Человеческий глаз - это очень гибкая оптическая система. Он быстро приспосабливается к условиям внешней среды и отфильтровывает паразитные оттенки, которые накладываются на общий цветовой фон сцены. Этот феномен человеческого зрения достаточно глубоко исследован физиологами и получил название хроматической адаптации. Фотографические аппараты и камеры не обладают подобной приспособляемостью. Они фиксируют картину такой, какой она является в действительности. Что произойдет, если выключить освещение в замкнутом помещении? Человек на время ослепнет, но через некоторое время его способность различать детали восстановится, хотя бы частично. Проведем мысленный эксперимент в противоположной ситуации. Если в темной комнате внезапно включить освещение, то яркая вспышка света ослепит наблюдателя. В этом случае глазу легче приспособиться к условиям освещения и наблюдатель быстро восстановит визуальный контроль над окружающей обстановкой.
Когда наше зрение приспосабливается к изменившимся условиям освещения, то это не значит, что мы стали видеть больше цветов или тонов. Мозг выполнил настройку оптической системы глаза, и в результате мы стали воспринимать ту же сцену (с аналогичными спектральными характеристиками) иначе. Увеличение чувствительности в одном тоновом или цветовом диапазоне достигается за счет ее потери в другом диапазоне. Так, концентрируя взор на снежных вершинах гор, мы теряем способность различать богатство оттенков зеленого на склонах горных хребтов.
Угадываются определенные аналогии между адаптационной способностью глаза и принципами цифровой коррекции цвета, где действует своеобразный закон сохранения.